Висконти. Последний аристократ.

«Я всегда делаю только то, что считаю нужным» 

Л. Висконти.

Когда я думаю о кино, в бесконечном потоке образов, фильмов, жанров, актеров и режиссёров, одним из первых на ум приходит итальянский кинематограф, который, как правило, ассоциируется с определением «великий». Оно (определение) неразрывно связано с именами Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Паоло Пазоллини и Лукино Висконти, о котором я хочу рассказать. 
Лукино Висконти – потомственный аристократ, наследник герцогов, правителей Милана, родившийся и выросший в знатной среде, определил новое течение в итальянском кинематографе – неореализм, но не в классическом понимании, а эстетизированный, философско-интеллектуальный. Висконти был декадентом. И не отрицал этого. «Я, подобно Томасу Манну, весьма склонен к декадансу. Я пропитан им. Манн - декадент от немецкой культуры, я – от культуры итальянской. Более всего меня всегда интересовало исследование больного общества», – говорил о себе режиссер. 
Висконти можно назвать корифеем итальянского интеллектуального кино. Страсть режиссера к искусству видна во всех его работах – фильмах, спектаклях, оперных постановках, которые представляют собой тонкое смешение разных видов искусства: кино, театра, музыки, живописи, литературы. У истоков всех работ Висконти всегда находится моральное напряжение, которое волнует режиссера. Центральное место в его творчестве занимают не социальные, бытовые проблемы, а духовные поиски человека. 

Картины Лукино Висконти невозможно спутать с другими. Они пропитаны аристократизмом, и не бутафорским, а подлинным. Висконти – эстет до мозга костей, аристократ не только по крови, но и по духу. Свой первый фильм «Земля дрожит» о восстании бедных рыбаков, Висконти настолько эстетизировал, что уже в начале творческого пути режиссера было понятно, что он создает новый киноязык. 
Микеланджело Антониони говорил, что «фильмы Висконти отличаются силой и плавностью повествования. У него потрясающее умение развивать характер персонажа в процессе рассказа». 
Фильм «Земля дрожит», снятый на Сицилии с участием непрофессиональных актеров, произвел настоящий фурор в Италии. Висконти был признан одним из столпов итальянского неореализма. 
Отец Лукино, герцог Джузеппе Висконти ди Модроне, был ценителем искусства и покровительствовал театру Ла Скала. Любовь к театру зародилась у Лукино еще в юношестве, в родовом замке ХV века у Висконти был семейный театр, где выступали друзья и родственники благородной семьи. Семеро детей Висконти занимались музыкой, иностранными языками, спортом. Их воспитывали в строгих правилах. Лукино играл на виолончели, обожал Шекспира и театр. Ла Скала стал страстью Висконти. Позже Лукино станет режиссером театра и поставит спектакли «Трамвай «Желание», «Три сестры», «Вишневый сад», которые потрясут театральный мир Италии. Он заложит основы режиссерского театра в Италии наряду с Джорджо Стрелером. Висконти сформировал собственную труппу с постоянной резиденцией в римском театре «Элизео», который просуществовал 12 лет, выдержав испытание временем. О своих спектаклях режиссер говорил: «У зрителей возникало ощущение чего-то совершенно нового, небывалого». Непривычная реалистичность постановки, исполнения сразила зрителя. Никто не представлял себе, что можно играть настолько правдиво». 
Висконти дружил с Коко Шанель. По ее рекомендации он устроился ассистентом в съемочную группу Жана Ренуара (сына великого художника), снимавшего фильм «Загородная прогулка». Работа с Ренуаром станет началом режиссерского пути Лукино и их долгой дружбы. 

Первый фильм Висконти создавался по сюжету романа «Семья Малавонья». Он был представлен на Венецианском кинофестивале. Картина поразила всех необычайным сочетанием правдивости и высокого поэтического достоинства. В своей картине – трагикомедии «Самая красивая» Лукино снял в главной роли великую итальянскую актрису Анну Маньяни, создавшую образ наивной, простой и чистосердечной женщины,
борющейся за обеспеченное будущее своей единственной дочери. 
Снимая кино, Висконти черпал вдохновение в театре, литературе, музыке. Он создал «костюмный» фильм «Чувство» о безумной страсти с трагичным, жестоким финалом из жизни аристократов. 
Кроме театра и кино, Висконти был очарован оперой. Его музой стала оперная певица с удивительным голосом – Мария Каллас, с которой они сделали несколько постановок. Их дружба станет началом расцвета Марии Каллас, как настоящей дивы. Благодаря Висконти Каллас стала эталоном безупречного стиля, манер и элегантности. Висконти, как истинный аристократ, поклоняющийся ее таланту, превратил Каллас в небожительницу, блестящую светскую диву. Приобщил ее к высокому искусству и аристократическому образу жизни. «Травиата» Верди (любимого композитора Висконти) стала одним из главных музыкальных событий в жизни Италии. Режиссер еще много раз в своем творчестве будет обращаться к музыке великого композитора. 
Висконти был уникален тем, что одинаково правдиво умел рассказывать и о жизни аристократов, и о жизни простых крестьян. Он воплотил свой замысел – историю из жизни бедных боксеров, сняв фильм по мотивам библейской притчи «Иосиф и его братья» с Аленом Делоном в главной роли (прообраз Иосифа). Картина «Рокко и братья» прославила Висконти на всю страну. После этого фильма Ален Делон станет одним из любимых актеров Лукино. Он снимет его и в другом своём фильме «Леопард». 
«Лукино практически подменял актеров, подолгу объяснял реплики, интонации, сам проигрывал эпизоды», - вспоминал Антониони. Висконти предоставлял полную свободу Анне Маньяни, а на Марчелло Мастроянни кричал. С Хельмутом Бергером, которого снял в нескольких фильмах – «Гибель богов», «Людвиг», «Семейный портрет в интерьере», понимали друг друга без слов, шутил на съемках с Роми Шнайдер. Его музой и одной из любимых актрис была итальянская актриса Сильвана Мангано. Он восхищался не только ее утончённой аристократичной внешностью, но и глубоким драматическим талантом. Он снял актрису в нескольких своих картинах и в главном своем шедевре «Смерть в Венеции» по Томасу Манну, которого обожал. Она сыграла в фильме роль матери Тадзио (мальчика, в которого был влюблен главный герой) – матери красоты и смерти. Главного героя – композитора Густава фон Ашенбаха, переживающего духовный и творческий кризис, сыграл английский актер Дирк Богард. «Смерть в Венеции», вершина творчества Висконти, - это история о разрушении одного человека и гибели целой эпохи. Висконти удалось сделать то, что казалось невозможным. Он смог, не исказив, воплотить на экране глубинные мифологические, психологические мотивы человеческого существования, находящегося в постоянном поиске несбыточного идеала и страдающего об утраченном времени. В фильме звучит прекрасная музыка Г. Малера (прототипа главного героя). «Смерть в Венеции» по праву можно назвать эталоном высокого искусства, глубокой интеллектуальности, изысканности, аристократизма и красоты. 
Работы Висконти отличают внутренняя общность проблем, единство стиля и манеры повествования, масштабность идей, глубокая связь с традициями итальянского и мирового искусства. 
Великий режиссер в конце жизни снял почти биографичный фильм «Семейный портрет в интерьере», который окрестили фильмом-завещанием. Его герой – интеллектуал, старый профессор, который отрешился от мира, предпочитая общению с людьми коллекционирование картин с изображениями семейных портретов.
Лукино Висконти ушел из жизни после тяжелой болезни в 1976 году в Риме. Свою жизнь он посвятил искусству, и последним его желанием было, чтобы на его надгробии было написано: «Он обожал Шекспира, Чехова и Верди»… 

Диана МАШЕЗОВА.

На Каннском фестивале в рамках программы «Особый взгляд» состоялась мировая премьера картины «Теснота» — дебютной работы режиссера Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова. Фильм — о семье, живущей в Нальчике в 90-е, — не только показывает частную драму....

Рустам Хамдамов малоизвестен широкой публике, но уже легенда в искусствоведческих, кинематографических кругах. Им восхищались Висконти, Феллини, он дружил с Тонино Гуэррой, его рисунки и акварели хранятся в лучших музеях и частных коллекциях мира.

САМЫЙ ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК Тот, кого мы так привыкли ждать в канун праздника, приносящего наши самые желанные подарки, разъезжающего в прекрасных санях, наряженного в красную шубу; тот, о ком мы рассказываем детям; тот, кого никто никогда не видел, но, тем не менее, о ком сложены тысячи легенд и сказаний - у Него тоже есть своя история. Рождественская история

«Когда в обществе тонет высшее, а под высшим я подразумеваю духовную высоту, ибо все остальные высоты показные, и торжествует низменное, это предвестник катастрофы». Тенгиз Абуладзе.

«Великая красота». Или поиски смысла Фильм Паоло Соррентино «Великая красота», снятый в 2013 году стал для меня открытием, своеобразным культурным шоком за последнее время. Эта картина одна из немногих, которые заставляют наблюдать за ней с замиранием, перестав замечать окружающих. Сюжет трагикомедии разворачивается на фоне великолепия и грандиозной архитектуры вечного города – Рима. По сути, фильм – иллюстрация, размышление на тему бессмысленного, безнравственного кутежа и пустой жизни богемной элиты Рима. Говоря об этом фильме, трудно обойтись без сравнения с картиной «Сладкая жизнь» великого Феллини, снятой в 1960 году. Феллини в свое время произвел фурор этой картиной, обнажив уродство праздности, из которой не может вырваться главный герой фильма, блестяще сыгранный Марчелло Мастроянни.

Светлана Мамрешева родилась в Кабардино-Балкарии. Мечта стать актрисой появилась в детстве. Цельность характера проявилась в учебе (школа окончена с золотой медалью, Школа-студия МХАТ – с красным дипломом). Среди учебных работ С. Мамрешевой в спектаклях Школы-студии выделяется роль Бэлы в инсценировке романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (режиссер-постановщик К. Серебренников), которая была награждена премией «Золотой лист» (2012). Другие роли: Ада в пластическом спектакле «Каин» по мистерии Дж.Г.Байрона, Певица в «Отморозках» по роману З.Прилепина «Санькя», Эхо в «Метаморфозах» по Овидию.

Самые радостные воспоминания детства оживают в голове, вспоминаешь, как и ты верила в то, что семена могут вырасти за ночь, что можно взлететь над землей, прыгать по деревьям и кататься на «котовтобусе». Это все нам дарит детство – самая добрая и сказочная пора жизни.

«Хороший год» («А Good year») снят по мотивам одноименного романа Питера Мэйла. Сам режиссер был автором основных элементов сюжета, на основе которых Мэйл написал книгу.