Микеланджело. Божественный творец

Кто создал, тот сотворил и части – 

И после выбрал лучшую из них, 

Чтоб здесь явить нам чудо дел своих, 

Достойное его высокой власти… 

Микеланджело Буонарроти.


Трудно написать что-то новое о мастере, чей гений живёт в веках, о котором сказано и написано уже так много, которого называют одним из самых больших гениев в истории человечества, который создал совершенные художественные творения. Великий мастер Эпохи Возрождения, колосс Золотого века – Микеланджело Буонарроти. 
В шестой день марта 1474 года в итальянском городе Казентино, в семье флорентийца Лодовико Буонарроти родился мальчик, которого назвали Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. 
Отец назвал младенца Микеланджело, подчеркивая его небесное предназначение. «Меркурий и Венера сошлись в тот день, предсказывая рождение гения», – напишет позже историк искусства, родоначальник современного европейского искусствоведения Джорджо Вазари в своем труде «Жизнеописания» о художниках своего времени. И как показала история, талант его и искусство создали творения поразительные и совершенные. 

О художниках (в широком смысле слова) большого таланта говорят: «Этот человек должен был родиться в Эпоху Возрождения, подчеркивая этим величие его дарования. Микеланджело же является истинным гением Ренессанса. Масштаб его таланта настолько велик, что не умещается в одном виде искусства. Он был человеком редчайшего дарования – скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. 
Имя Микеланджело Буонарроти является символом Эпохи Возрождения и синонимом подлинного искусства. Это единственный творец, прошедший путь художника от XV века до ХХ-го. Его творения пережили своё время. Анатомию мастерства Микеланджело изучают лучшие художники и скульпторы современности. И тайна его гения до сих пор остается не раскрытой. 
Микеланджело был одним из 5 сыновей в семье. Его мать, Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера, умерла, когда ему было шесть лет. Дети остались на попечении отца, который не разделял увлечение сына живописью. А между тем, уже в раннем детстве, Микеланджело проявлял выдающиеся способности. Отец отдал мальчика кормилице, жене каменотёса. Там мальчик научился работать с глиной и владеть резцом. 


Позже Микеланджело поступил в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, патронатом которой был меценат, ценитель искусств, один из самых богатых, знатных и влиятельныхлюдей Флоренции – Лоренцо де Медичи. 

Он распознал большой талант Микеланджело, и в течение последующих нескольких лет покровительствовал ему. После смерти Медичи, Микеланджело жил и творил в Болонье, где были созданы скульптуры для Арки святого Доминика. Во Флоренции он создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон», который является одним из самых загадочных произведений искусства. Он схитрил, сфальсифицировал скульптуру, выдав своего купидона за древнюю античную статую. Узнав об этом, кардинал Рафаэль Риарио вызвал его к себе. Микеланджело боялся наказания, но кардиналу настолько понравился его купидон, что он покупает скульптуру. И приглашает Микеланджело в Рим, где он создает с 1496 по 1501 г.г. два шедевра: скульптуры «Вакх» и «Римская Пьета» (на фото), которая является одной из величайших работ Микеланджело. Она находится в базилике собора Святого Петра в Ватикане. Эта работа сделала Микеланджело одним из лучших мастеров Италии. «Пьета», или «Оплакивание Христа» – скульптура высотой 1.74 м., выполненная из мрамора, отличается глубиной истолкования темы скорби богоматери, оплакивающей умершего сына. Микеланджело нарушает традиции и каноны изобразительного искусства своего времени. Он сделал богоматерь юной девой, подчеркивая её духовную чистоту. Она скорбит, но её лицо не искажено болью и ненавистью. Напротив, она спокойна, сдержанна и прекрасна. 

В период с 1501 по 1504 годы Микеланджело создаёт статую Давида (на фото) – шедевр Эпохи Возрождения. Высота статуи чуть более 5 метров, высечена из мрамора по библейским мотивам. Эта статуя стала символом мужской красоты и силы. И является одной из самых известных работ Ренессанса и самых знаменитых скульптур в истории человечества. Статуя Давида входит в число трёх чудес Света, созданных Микеланджело. Два других - это роспись потолка Сикстинской капеллы и купол собора Святого Петра в Риме. 
Микеланджело создал творения такой красоты, что трудно поверить, что это сделал простой смертный. Совершенство и величие его работ давались ему ценой больших душевных терзаний. Его мучили внутренние демоны, постоянное стремление к совершенству, противники, церковь. Он всегда оставался недоволен собой. Все, кроме одного человека, восхищались его работами. Этот человек был сам Микеланджело Буонарроти. Все свои работы он считал незавершенными. И только одну, «Пьету», он подписал: «Микеланджело. Флорентиец». 
«Природа всегда была для меня отправной точкой: если я рисовал рыбу, я шёл на рынок, и изучал рыб. Если я писал человека, я изучал его анатомию», – говорил Микеланджело. Он скрупулезно и тщательно прорабатывал каждую деталь, каждый штрих в своих работах. Микеланджело не терпел помощников, и все делал сам. Когда он расписывал потолок Сикстинской капеллы в течение четырех лет (рекордные строки для такого объема работы), он почти не прибегал к помощи подмастерий. Он изобразил более трёхсот больших фигур на восьмистах квадратных метрах потолка капеллы. Работал он, стоя или лежа на лесах, практически без сна и отдыха. Краска постоянно капала ему на лицо, и Микеланджело приходилось ежеминутно вытирать её с лица. Большой талант требует большого трудолюбия. Микеланджело в полной мере обладал им. 
Когда Папа Юлий II вызвал его для росписи потолка Сикстинской капеллы, Микеланджело было меньше 30 лет. Он не имел опыта росписи фресок и давно не занимался живописью, уйдя в скульптуру. К тому же, это была огромная ответственность. Ему предстояло написать духовную историю человечества. До Микеланджело редкие живописцы пробовали браться за это, но ещё никому не удавалось, не погрешив против истины, изобразить Бога, сотворение Неба и Земли, небесных светил, живой природы и человека – венца всего живого. Микеланджело осознавал всю степень ответственности, возложенную на него. Но всё же взялся за эту работу. Ему удалось воплотить идею того, что все в мире было сотворено Богом, развивалось и существует по Его непостижимому замыслу. 
«Человек создан по образу Божьему», – сказано в Книге Бытия. Он получил образ как данность, а как заданность – подобие, т.е. возможность достичь совершенства, путь к которому ему предстоит пройти. 
Жизнь Микеланджело Буонарроти, наглядное доказательство этого пути. Он скончался 18 февраля 1564 года в возрасте 90 лет в Риме, а был погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он оставил короткое завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, а имущество родным». 
Последними словами великого творца было сожаление о том, что он умирает именно тогда, когда только научился читать по слогам в своей профессии. Микеланджело верил, что Бог приготовил для каждого человека место рядом с собой, в раю. Нужно только очень хотеть к нему дойти. Именно к этому всю жизнь стремился загадочный гений - Микеланджело… 

Диана МАШЕЗОВА.